Казахский менталитет

В статье рассматривается проблема формирования казахской семьи в течение нескольких веков. Опи­сываются и анализируются понятие семьи, взаимосвязь с возрастающими изменениями в обществе. Показаны традиции семейного воспитания, национальные ценности и бытовые необходимости в истории казахского народа. Сформированы основные принципы традиционного семейного воспи­тания казахского народа и факторы, влияющие на него, приводятся воспитательные средства и мето­ды. Показана роль родителей и пожилых людей в воспитании, указываются семейные обязанности, рассматривающиеся в связи с изменениями в обществе.

Казахская семья. Структура казахской семьи. Семья — это главная опора и основной источник воспитания. Первые уроки воспитания ребенок получает в семье, где формируется основа всего процесса воспитания нравственности и гуманизма человека. Традиции и высокие идеалы, передаваемые из поколения в поколение, прививаются и формируются именно в семье. Традиции любви и уважения к окружающим, ведущие к взаимопониманию между людьми, тоже формируются только в здоровой семье.

Так как семейное воспитание оказывает серьезное влияние на рост и развитие личности, его изучение занимает особое место в социологических, психологических и педагогических исследованиях. В философском словаре Р.Н.Нургалиева дается следующее определение понятия «семья»: «Семья — вид социального объединения, союз супругов и родственных связей, где сосуществуют мужчины и женщины, родители и дети, братья и сестры и другие кровные родственники, ведущие совместное хозяйство» [1]. С точки зрения Ж. Коянбаева, «Семья — группа совместно проживающих родственников, связанных браком либо кровными узами (родители, дети и т. д.)» [2]. Семья является коллективом, открывающим жизненный путь для ребенка, посредством которого ребенок постигает реалии окружающего мира и получает первые впечатления от существования в нем. Так у него формируются первые знания, привычки, поведение и мировоззрение.

На формирование аула как социальной единицы повлияли хозяйственные, экономические и дру­гие естественные причины. Жители аула в своем большинстве представляли собой выходцев из одно­го рода, из одного племени. Представители других родов, племен и даже наций являлись «пришлы­ми», они входили в аул, в казахское общество через браки своих родственников. И выделить их могли только старики, тщательно следящие за родословной своих родов.

Это подтверждают взгляды иностранных ученых. Отношение к женщинам у казахского народа, всегда было уважительное, они имели более значительные права, чем у других народов. Так Ю.К.Малницкий пишет: «В жизни и быту казахского народа женщина является главным достоянием семейного хозяйства. Во-вторых, в сравнении с другими тюркскими народами, где получил распространение ислам, у казахов девушки были значительно более свободными и обладали большими правами и уважением. Их сажали на тор — самое почетное место, туда, где обычно садились гости. Вместе с этим у казахских женщин всегда было право голоса на семейном совете. Таким образом, казахские женщины были отличными наездницами, участвовали в приеме гостей, угощали их кумысом и кымраном (верблюжьим молоком), а порой — и беседовали с ними» [3].

Кочевой образ жизни казахского народа всегда был связан с постоянными переездами, вызывающими определенные трудности. Поэтому народ не мог накопить ничего, кроме духовного богатства. Казахи не строили высоких домов, их не особо интересовали материальные ценности, поэтому на чужие богатства они смотрели без зависти и не вступали ради этого в войны, не пытались отобрать силой. Многие иностранные ученые в своих исследованиях проявляют активный интерес к подобному простому образу жизни казахов. Казахский народ, предпочитавший материальному богатству духовные ценности, обладал глубоким философским мировоззрением. А все его материальное достояние заключалось в юрте и необходимых предметах быта, которые можно было перевезти в любой момент как угодно и куда угодно, и в скоте, который всегда следовал вместе с кочевьем.

Похожие страницы